"На главную страницу"

 

 


			Предлагаемая читателям статья "Альманах "Остров" как знамение времени" 
			написана Александром Баскиным в 2002 году. Она содержит обзор произведений, 
			опубликованных в №№10,11 альманаха, вышедших в свет в печатном варианте в 2001году. 
                                         														 
 

                                         								 Александр БАСКИН

Альманах «Остров» как знамение времени.

 

		"Остров" – альманах, каких не было и быть не могло в навязанный России в советский период её существования. 
Лапа мракобесной цензуры не тяготеет над изданием. Отдельные попытки ограничить материал не по степени художественного 
совершенства, а по инородным мотивам в счет не идут. 
		Своеобразие "Острова" определяется множеством представленных здесь точек зрения, мироощущений, художественных 
позиций и вообще воззрений на происходящее. 
		Сопоставим, например, три прозаических произведения в одиннадцатом номере альманаха. Рассказ Георгия Мороза  
«На Полуе» представляет собой краткое сугубо реалистическое повествование о нелегкой жизни и работе на севере у Полярного 
круга. 	Иной характер носит аллегорическая "Ночная симфония" Натальи Ивановой. Здесь читатель присутствует при ночной 
беседе музыкальных инструментов, за которой убедительно проглядываются человеческие характеры и судь6ы.  
Наконец, "Профессия - ангел" Татьяны Краснопевцевой - прекрасная миниатюра, проникнутая грустным и вместе светлым и 
жизнеутверждающим религиозным чувством. Все три работы содержательны, интересны и стилистически совершенны, но 
кардинально отличаются друг от друга по настроению, тональности и колориту.
		Далее, мы находим две совершенно разные мировоззренческие позиции, выраженные в коротких стихотворениях 
Натальи Анненковой /"0 смерти помни", №10, стр.41/ и Галины Ильиной/ «Запрещаю» №10, стр. 42/. в первом из них 
проводится мысль о духовном бессмертии, о том, что любить жизнь - это любить Бога, о том, что телесная тленность 
знаменует бесконечное приближение к высшей духовности, к Богу.  
		В стихотворении же  Галины Ильиной утверждается, что «самое главное, настоящее» заключается в этой жизненной 
круговерти", в "наслаждении глотком солнца, ветра дождя летящего". 
		Читателю предоставляется выбрать, что ему ближе. 
		В №10 даны репродукции с живописных произведений трех художников: П.Михайлова, В.Таирова и Е.Годовецкого. 
Здесь перед нами опять разнообразие мировосприятий, тем, методов работы. Сами репродукции, к сожалению, очень несовершенны, 
но, тем не менее, дают представление о творческих особенностях каждого из художников и смотрятся с большим интересом. 
О Михайлове и Годовецком даны содержательные очерки. Так о картинах Годовецкого сказано, что они ориентируют на открытие в 
каждом из нас «божественного начала» через красоту и искусство. 
		Особенность «Острова» не только в разнообразии материала и художественных позиций. Я отметил бы два кардинальных 
момента, определяющих лицо этого альманаха
		Прежде всего, это - гражданская позиция «Острова», авторы которого не закрывают глаза на язвы нашего времени: 
первобытность условий жизни, нищету, реальное разграничение на богатых проходимцев и людей, не имеющих возможности 
обеспечить себе нормальное существование, чудовищное падение нравственности, невероятный разгул преступности и многое 
другое тому подобное. 
		Прочитайте в №10 "Песню пенсионера, замученного льготами", которому даны "права дышать озоном" и "прыгать 
голым по газонам" / стр.113/. 
		Михаил Шкроб горестно и гневно пишет: 

			Стало жить тяжело и не в радость – 
			От невзгод содрогнулась страна. …
			Одолела  и  мучает стадность, 
			Торжествует злой дух, сатана. 
			/№11,стр.45/ 

		Тамара Севернина с грустью сообщает: 
			Мне все твердят: давно блаженных нет,
			Есть хищники. Вой волком в волчьей стае..." /№11, стр.54/
				

 		И это отнюдь не случайное впечатление. Владислав Ель чувствует то же самое: 
Живу  как под взглядами хищных зверей!
			Терплю и насилье, и холод…
			Обманули меня,  наказали меня - 
			Что ждать мне: разруху ли, голод? 
			/№11, стр.56/

		В стихотворении, посвященном бедственному положению деревни, Борис Орлов потрясенно восклицает: 
			Россия - в свалку превращенный храм. 
			/№10, стр.10/
		Андрей Родосский так характеризует нынешнюю жизнь в России: 
			Разоренье, нищета, нужда, 
			Злоба, разобщенность и вражда...
			/№10, стр.11/
		Владимир Галин справедливо констатирует: 
			В испохабленной стране
			Привыкаем жить…
			/№10, стр.22/
		Страшную, но абсолютно достоверную картину рисует Юрий Канащенков в стихотворении "в подвале", рассказывая о 
трущобах Петербурга, о наркомании, о нравственной гибели. /№10, стр.29/ 
		Абсолютно верно замечено Николаем Коняевым, что "замотанные бесконечными реформами, мы уже и не замечаем порою, 
что нравственные нормы, по которым живет наше общество, уже давно сместились за ту черту, где не может быть никакой 
нравственности…" /№11, с .13/ 
		Завершая рассказ о негативном, заметим: прекрасно, что"Остров" дал на своих страницах место бесконечно грустным, 
более того - мучительным, строкам Александра Никонорова о беспросветной, по сути одинокой /"ледяное сердце жены"/ старости, 
когда "одиночество до беспамятства" оставляет человеку последнее желание - желание смерти. Ведь оно, это желание смерти, 
тоже жизнь! И жизнь многих! И поэтому об этом надо писать. И это надо печатать! /№10 стр.82/ 
		Второй кардинальный момент, который надо отметить, говоря об отличительных особенностях "Острова", это - как его 
 авторами понимается проблема художественности, вопрос о том, что главное в искусстве. И мы видим, что в ряде случаев 
 вопрос этот понимается верно. Главнейшая, определяющая сторона в искусстве - эмоциональность, подлинность чувства, 
 потрясенность души. Все остальное: историческая достоверность, политическая целесообразность и лояльность,
 профессионализм в технических вопросах и тому подобное - играет заведомо второстепенную роль. Или воо6ще - никакую. 
 Истина в искусстве сводится к достоверности чувства - и больше ни к чему!
		Обратимся опять к авторам: 
		Беспредельно искренним чувством пронизаны строки Владимира Галина: 
			Вчера была ты, а сегодня – нет.
			Как будто у меня украли чудо. 
			И сиротливым кажется рассвет …
			Но я тебя до смерти не забуду 
			/№10, стр.22/ 
		Мотив этот всем хорошо знаком. Он же повторяется и в стихотворении Анатолия Голева: "О, только б ты пришла домой 
и всё простила"./№10,стр. 25/ 
		В стихах Валерия Гостинщикова читателя, надеемся, способен захватить страстный призыв  к Богу дать душевные силы, 
чтобы вырваться "из злого круга" и "молча сносить обиды". /№ 10. стр.25/ 
		Иван Гуль завершает одно свое стихотворение воплем отчаяния /вполне оправданным!/. Он ищет "выхода из тьмы",
			Где нет ни зло6ы, ни обмана, 
			где среди Ликов нету рож…
			Жаль, этот край обетованный 
			ты в этой жизни не найдешь. 
			/№10,стр.31/
		В его помещенных здесь шести стихотворениях все проникнуто острым чувством, попыткой преодолеть душевное 
неблагополучие и вместе с тем уверенностью, что 
			…может быть, очистившись от зла, 
			я тем остатком, что еще имею, 
			и тем огнем, что прятала зола, 
			кого-нибудь от стужи отогрею.
		Подлинным шедевром является замечательное стихотворение Веры Гундаревой о бездомной собаке. Перечитайте 
его! Оно исцеляет душу. /№10, стр. 25/ 
		Огромная сила убеждения чувствуется в стихотворении Виктора Гуменюка «Погибшему другу», Автор предрекает 
окончившему земной путь человеку бесконечность духовного бытия: 
			И ты ушел… С травы увядшей 
			Шагнул сквозь облачную муть, 
			Чтоб средь планет и звезд палящих 
			Продолжить бесконечный путь. 
			/№11, стр.11/

		Марина Пчелова проникновенно рассказывает о том, как трудно найти человека, который мог бы стать родным 
и единственно необходимым. /№11, стр.56/. Строки ее стихотворения одухотворены подлинной поэзией, а значит - 
подлинным чувством. 
		Разумеется, далеко не все в "Острове" отвечает требованиям высокого искусства, и прежде всего в области 
поэзии. Случайные впечатления, тощие переживания, заунывные описания природы. Никчемное философствование, приступы 
нарочитых патриотических вздохов и многое другое в таком же духе - это, конечно, не поэзия, а унылые рифмованные 
строки. К сожалению, таких строк в "Острове" не мало. 
		Ну, скажем, как надо писать о войне? О ней пишут  многие, но часто это трафаретные, из чужих уст 
заимствованные пассажи. И как радуешься, когда читаешь строки, посвященные этой теме и проникнутые настоящей поэзией: 
			Вчера так долго снилась мне война…
 			Tам тоненькая женщина  бежала. 
			И раненая ночь над ней дрожала,
 			И я рождалась из того жe сна…
			/Элеонора Макарова, № 10. стр.33/ 
		В рассказе об «Острове» мы многого не упомянули. Ведь этот альманах не только литературно-художественный, 
но и критический,  и научный. Среди критических и научных материалов особо хотелось бы отметить статью Андрея Будугая 
в №№10 и 11 "Эзотеризм  поэзии". Работа интересная, содержательная  и оригинальная. Автор пишет, в частности, о силе 
слова: "Словом могли лечить или убивать". "Поэт… врачует, лечит". Необходимо только уточнить: слово не убивает. 
Человек сам себя убивает услышанным словом, если не сумеет отгородиться от него. И вообще, слово может произвести 
действие, только если найдет отклик в том, кто способен услышать это слово. 
		Отсюда наш призыв к читателю: постарайтесь услышать то, о чем говорит «Остров»!