"Остров" – альманах, каких не было и быть не могло в навязанный России в советский период её существования.
Лапа мракобесной цензуры не тяготеет над изданием. Отдельные попытки ограничить материал не по степени художественного
совершенства, а по инородным мотивам в счет не идут.
Своеобразие "Острова" определяется множеством представленных здесь точек зрения, мироощущений, художественных
позиций и вообще воззрений на происходящее.
Сопоставим, например, три прозаических произведения в одиннадцатом номере альманаха. Рассказ Георгия Мороза
«На Полуе» представляет собой краткое сугубо реалистическое повествование о нелегкой жизни и работе на севере у Полярного
круга. Иной характер носит аллегорическая "Ночная симфония" Натальи Ивановой. Здесь читатель присутствует при ночной
беседе музыкальных инструментов, за которой убедительно проглядываются человеческие характеры и судь6ы.
Наконец, "Профессия - ангел" Татьяны Краснопевцевой - прекрасная миниатюра, проникнутая грустным и вместе светлым и
жизнеутверждающим религиозным чувством. Все три работы содержательны, интересны и стилистически совершенны, но
кардинально отличаются друг от друга по настроению, тональности и колориту.
Далее, мы находим две совершенно разные мировоззренческие позиции, выраженные в коротких стихотворениях
Натальи Анненковой /"0 смерти помни", №10, стр.41/ и Галины Ильиной/ «Запрещаю» №10, стр. 42/. в первом из них
проводится мысль о духовном бессмертии, о том, что любить жизнь - это любить Бога, о том, что телесная тленность
знаменует бесконечное приближение к высшей духовности, к Богу.
В стихотворении же Галины Ильиной утверждается, что «самое главное, настоящее» заключается в этой жизненной
круговерти", в "наслаждении глотком солнца, ветра дождя летящего".
Читателю предоставляется выбрать, что ему ближе.
В №10 даны репродукции с живописных произведений трех художников: П.Михайлова, В.Таирова и Е.Годовецкого.
Здесь перед нами опять разнообразие мировосприятий, тем, методов работы. Сами репродукции, к сожалению, очень несовершенны,
но, тем не менее, дают представление о творческих особенностях каждого из художников и смотрятся с большим интересом.
О Михайлове и Годовецком даны содержательные очерки. Так о картинах Годовецкого сказано, что они ориентируют на открытие в
каждом из нас «божественного начала» через красоту и искусство.
Особенность «Острова» не только в разнообразии материала и художественных позиций. Я отметил бы два кардинальных
момента, определяющих лицо этого альманаха
Прежде всего, это - гражданская позиция «Острова», авторы которого не закрывают глаза на язвы нашего времени:
первобытность условий жизни, нищету, реальное разграничение на богатых проходимцев и людей, не имеющих возможности
обеспечить себе нормальное существование, чудовищное падение нравственности, невероятный разгул преступности и многое
другое тому подобное.
Прочитайте в №10 "Песню пенсионера, замученного льготами", которому даны "права дышать озоном" и "прыгать
голым по газонам" / стр.113/.
Михаил Шкроб горестно и гневно пишет:
Стало жить тяжело и не в радость –
От невзгод содрогнулась страна. …
Одолела и мучает стадность,
Торжествует злой дух, сатана.
/№11,стр.45/
Тамара Севернина с грустью сообщает:
Мне все твердят: давно блаженных нет,
Есть хищники. Вой волком в волчьей стае..." /№11, стр.54/
И это отнюдь не случайное впечатление. Владислав Ель чувствует то же самое:
Живу как под взглядами хищных зверей!
Терплю и насилье, и холод…
Обманули меня, наказали меня -
Что ждать мне: разруху ли, голод?
/№11, стр.56/
В стихотворении, посвященном бедственному положению деревни, Борис Орлов потрясенно восклицает:
Россия - в свалку превращенный храм.
/№10, стр.10/
Андрей Родосский так характеризует нынешнюю жизнь в России:
Разоренье, нищета, нужда,
Злоба, разобщенность и вражда...
/№10, стр.11/
Владимир Галин справедливо констатирует:
В испохабленной стране
Привыкаем жить…
/№10, стр.22/
Страшную, но абсолютно достоверную картину рисует Юрий Канащенков в стихотворении "в подвале", рассказывая о
трущобах Петербурга, о наркомании, о нравственной гибели. /№10, стр.29/
Абсолютно верно замечено Николаем Коняевым, что "замотанные бесконечными реформами, мы уже и не замечаем порою,
что нравственные нормы, по которым живет наше общество, уже давно сместились за ту черту, где не может быть никакой
нравственности…" /№11, с .13/
Завершая рассказ о негативном, заметим: прекрасно, что"Остров" дал на своих страницах место бесконечно грустным,
более того - мучительным, строкам Александра Никонорова о беспросветной, по сути одинокой /"ледяное сердце жены"/ старости,
когда "одиночество до беспамятства" оставляет человеку последнее желание - желание смерти. Ведь оно, это желание смерти,
тоже жизнь! И жизнь многих! И поэтому об этом надо писать. И это надо печатать! /№10 стр.82/
Второй кардинальный момент, который надо отметить, говоря об отличительных особенностях "Острова", это - как его
авторами понимается проблема художественности, вопрос о том, что главное в искусстве. И мы видим, что в ряде случаев
вопрос этот понимается верно. Главнейшая, определяющая сторона в искусстве - эмоциональность, подлинность чувства,
потрясенность души. Все остальное: историческая достоверность, политическая целесообразность и лояльность,
профессионализм в технических вопросах и тому подобное - играет заведомо второстепенную роль. Или воо6ще - никакую.
Истина в искусстве сводится к достоверности чувства - и больше ни к чему!
Обратимся опять к авторам:
Беспредельно искренним чувством пронизаны строки Владимира Галина:
Вчера была ты, а сегодня – нет.
Как будто у меня украли чудо.
И сиротливым кажется рассвет …
Но я тебя до смерти не забуду
/№10, стр.22/
Мотив этот всем хорошо знаком. Он же повторяется и в стихотворении Анатолия Голева: "О, только б ты пришла домой
и всё простила"./№10,стр. 25/
В стихах Валерия Гостинщикова читателя, надеемся, способен захватить страстный призыв к Богу дать душевные силы,
чтобы вырваться "из злого круга" и "молча сносить обиды". /№ 10. стр.25/
Иван Гуль завершает одно свое стихотворение воплем отчаяния /вполне оправданным!/. Он ищет "выхода из тьмы",
Где нет ни зло6ы, ни обмана,
где среди Ликов нету рож…
Жаль, этот край обетованный
ты в этой жизни не найдешь.
/№10,стр.31/
В его помещенных здесь шести стихотворениях все проникнуто острым чувством, попыткой преодолеть душевное
неблагополучие и вместе с тем уверенностью, что
…может быть, очистившись от зла,
я тем остатком, что еще имею,
и тем огнем, что прятала зола,
кого-нибудь от стужи отогрею.
Подлинным шедевром является замечательное стихотворение Веры Гундаревой о бездомной собаке. Перечитайте
его! Оно исцеляет душу. /№10, стр. 25/
Огромная сила убеждения чувствуется в стихотворении Виктора Гуменюка «Погибшему другу», Автор предрекает
окончившему земной путь человеку бесконечность духовного бытия:
И ты ушел… С травы увядшей
Шагнул сквозь облачную муть,
Чтоб средь планет и звезд палящих
Продолжить бесконечный путь.
/№11, стр.11/
Марина Пчелова проникновенно рассказывает о том, как трудно найти человека, который мог бы стать родным
и единственно необходимым. /№11, стр.56/. Строки ее стихотворения одухотворены подлинной поэзией, а значит -
подлинным чувством.
Разумеется, далеко не все в "Острове" отвечает требованиям высокого искусства, и прежде всего в области
поэзии. Случайные впечатления, тощие переживания, заунывные описания природы. Никчемное философствование, приступы
нарочитых патриотических вздохов и многое другое в таком же духе - это, конечно, не поэзия, а унылые рифмованные
строки. К сожалению, таких строк в "Острове" не мало.
Ну, скажем, как надо писать о войне? О ней пишут многие, но часто это трафаретные, из чужих уст
заимствованные пассажи. И как радуешься, когда читаешь строки, посвященные этой теме и проникнутые настоящей поэзией:
Вчера так долго снилась мне война…
Tам тоненькая женщина бежала.
И раненая ночь над ней дрожала,
И я рождалась из того жe сна…
/Элеонора Макарова, № 10. стр.33/
В рассказе об «Острове» мы многого не упомянули. Ведь этот альманах не только литературно-художественный,
но и критический, и научный. Среди критических и научных материалов особо хотелось бы отметить статью Андрея Будугая
в №№10 и 11 "Эзотеризм поэзии". Работа интересная, содержательная и оригинальная. Автор пишет, в частности, о силе
слова: "Словом могли лечить или убивать". "Поэт… врачует, лечит". Необходимо только уточнить: слово не убивает.
Человек сам себя убивает услышанным словом, если не сумеет отгородиться от него. И вообще, слово может произвести
действие, только если найдет отклик в том, кто способен услышать это слово.
Отсюда наш призыв к читателю: постарайтесь услышать то, о чем говорит «Остров»!