В KGallery (Санкт-Петербург) в апреле 2019г. проводилась выставка 37 акварелей Евгения Михнова-Войтенко
из серии абстрактных композиций «Квадраты». Они принадлежали Геннадию Приходько, фотографу, другу художника,
и малоизвестны широкой публике. Акварели без названий созданы в 1970 - 1980-е годы, когда художник нашел свой
язык, сделавший его работы узнаваемыми почти через полвека после их создания. В своих воспоминаниях Приходько
пишет, как с помощью поэта Константина Кузьминского первый раз попал в коммуналку, в которой жил и рисовал Михнов.
Художник молча намочил лист бумаги, а затем стал кистями наносить на него чистые колера из приготовленных банок
с краской. Создав две или три импровизации, сообщил, что фотограф крутится под боком и мешает.
Михнова часто называют «русским Джексоном Поллоком»: тот считается изобретателем абстрактного экспрессионизма
в живописи. Их действительно объединял метод спонтанного письма. Больше того, знавшие Михнова утверждают, что он
был знаком с работами Поллока и высоко оценил их. Был короткий период во времена хрущевской оттепели, когда крупные
библиотеки выписывали западные художественные журналы. Но работы Михнова не нагружены «философиями», это мощная
энергия, бьющая с поверхности хрупкой бумагиВ неофициальном искусстве Михнов остался одиночкой, он редко продавал
свои работы, почти не участвовал в выставках. В частности, отказался выставиться в знаменитых показах неофициальных
художников в ДК Газа и ДК «Невский». В начале 1978 года его уговорили на персоналию в ДК им. Дзержинского.
Для выставки отвели 10 дней и малый зал кинотеатра. По воспоминаниям Приходько, цензоры по неясным ни для кого
причинам отклонили две абстракции из восьмидесяти. Михнову разрешили нарисовать шесть афиш и расклеить их, но
только поблизости от ДК Дзержинского. Одну из них - на углу Невского проспекта и Полтавской улицы, Приходько
сфотографировал. На нынешней выставке представлен чудом сохранившийся экземпляр той афиши.
Евгений Григорьевич Михнов-Войтенко (5 июля 1932, Херсон — 2 октября 1988, Ленинград) — российский художник,
принадлежал к «неофициальному» искусству. В 1935—1939, после развода родителей, жил у деда и бабушки в Воронеже,
с 1939 с матерью и отчимом в Ленинграде, 1941—1944 провёл в эвакуации в Семипалатинске, затем вернулся в Ленинград.
Среднюю школу закончил в 1951 в Минске, поступил в Ленинградский государственный институт иностранных языков,
на скандинавское отделение. Параллельно занимался втеатральной студии. В 1954 году, оставив обучение в институте
иностранных языков, поступил на постановочный факультет Театрального института, учился на курсе Н. П. Акимова.
Преддипломную практику проходил в Большом драматическом театре, возглавлявшимся Г. А. Товстоноговым, а элементы
его дипломного проекта (оформление спектакля «Обыкновенное чудо») позднее были использованы Н. П. Акимовым при
постановке этой пьесы в Театре Комедии. Однако от предложений обоих режиссёров о сотрудничестве Михнов-Войтенко
отказался, и в дальнейшемего единственными работами, имевшими отношение к театру, стало оформление книг
Г. М. Козинцева «Наш современник Вильям Шекспир» и Г. А. Товстоногова «Современность в советском театре» .
После окончания Театрального института Михнов-Войтенко поступает на работу в Ленинградский комбинат живописно
-оформительского искусства (КЖОИ) в качестве художника-оформителя. Здесь он выполняет ряд работ, в том числе:
• комплексное оформление (панно "Белые ночи" — резьба по обожжённому дереву, 3,5 х 8 м, дверные кованые решётки
и металлические светильники) ДК Металлургов в Череповце (1967г.);
• декоративное панно «Музыка» для Дома композиторов;
• витраж-рельеф и панно из дерева для столовой на углу 8-й линии и Среднего проспекта Васильевского острова;
• оформление пивного бара «Дубок» на Измайловском проспекте, д. 20;
• декоративные панно из литого стекла и люстра из цельного дерева для ресторана «Москва» на углу Владимирского и
Невского проспектов (1962—1964).
Существует легенда, что при оформлении ресторана художник выполнил настенные росписи и для находящегося на первом
этаже здания кафетерия, вскоре вошедшего в историю отечественного андеграунда под неофициальным именем «Сайгон».
В этот период Михнов, живший в непосредственной близости от «Сайгона», на улице Рубинштейна, сближается с некоторыми
поэтами, принадлежавшими к неофициальной культуре Ленинграда — Олегом Григорьевым, Юрием Галецким, Глебом
Горбовским, Александром Альтшулером, Леонидом Аронзоном. Последний в течение ряда лет был самым близким другом
художника и посвятил ему несколько стихотворений.С начала 1970-х годов комбинат прекращает предоставлять
Михнову-Войтенко новые заказы, несмотря на неоднократные обращения художника с просьбой предоставить ему работу.
В 1982 году Михнов-Войтенко получает уведомление об увольнении из комбината, с мотивировкой «за прогулы».
После обращения художника за помощью в прокуратуру и совет профсоюзов, руководство комбината отменяет решение об
увольнении как незаконное и восстанавливает его на работе, а специальная комиссия, в состав которой вошел ряд видных
представителей официального искусства, в том числе Ю. А. Мунтян, И. Г. Уралов, И. Д. Билибин, после посещения домашней
мастерской Михнова-Войтенко и знакомства с его неофициальным творчеством рекомендует: «…привлекать художника
Михнова-Войтенко Е. Г. к выполнению декоративного решения интерьеров при реализации принятых художественными
советами проектов художественно-декоративного оформления общественных зданий, учитывая индивидуальные особенности
творчества данного автора». Однако прошло еще пять лет, прежде чем Михнову был предоставлен первый официальный заказ
после почти двадцатилетнего перерыва. В марте 1988 года ему предложено оформление двух домов культуры в совхозах
Геленджикского района Краснодарского края и Саратовской области.
Стремительно прогрессирующее онкологическое заболевание не позволяет Михнову-Войтенко взяться ни за одну из этих
работ. 2 октября 1988 года он умирает в Ленинграде от рака горла.
Первые сохранившиеся работы Е. Михнова-Войтенко датированы 1954—1955 годами. Именно к раннему периоду относятся
все известные фигуративные картины художника: портреты, натюрморты, пейзажи. С середины 1960-х годов он полностью
сосредотачивается на беспредметном стиле. В 1956—1959 годах Михнов-Войтенко создает серию картин в технике, аналогов
которой ранее не было. Сам он называл её «тюбик», делая акцент на чистой краске как источнике творчества. Художник
покрывает белые грунтованные холсты геометрическими фигурами, сочетая их с различными знаками, такими как зигзаги,
точки, стрелки, запятые, стилизованные под архаику фигурки людей и животных, изображения простейших организмов, как
бы увеличенных микроскопом, абстрактные схемы лабиринтов и ракет в сочетании со словами и числами. За кажущимся
хаосом — концептуальный мир со множеством смыслов. В дальнейшем именно эта особенность: смыслы под оболочкой
хаоса — станет одной из отличительных черт всего творчества Михнова-Войтенко. Вопреки бытующему мнению о «спонтанном»
методе его работы, который был реализован в более поздних картинах, созданию цикла «тюбик» предшествовала серьезная
подготовка. Сохранились несколько сотен карандашных эскизов, датированных 1956—1957 годами, показывающих многообразие
вариантов композиций, испробованных художником в этот период. По утверждению одного из ведущих экспертов по отечественному
нонконформистскому искусству Е. Ю. Андреевой, за рубежом граффитистские картины, подобные «тюбикам» Михнова-Войтенко,
появятся позднее, в искусстве новой волны 1980-х годов. Всего за указанный период художник создал девять больших картин из
серии «Тюбик», ставших основой цикла. Три из них хранятся в Государственном Русском музее, один — в собрании Нового музея (
Санкт-Петербург), ещё три — в зарубежных коллекциях и два — в частных собраниях в России. Также существует ряд малых
«тюбиков», написанных на бумаге. Итогом тюбичного цикла стали две работы: «Точки" ("Улыбка Будды») (1960) и "Магнификат»
("Точки №2") (1965)[
В 1956—1959 годах параллельно с циклом «тюбик» создается ещё один цикл композиций (не имеющий названия), полностью
отвечающих отличительным чертам граффитистского жанра — лаконизм линий, резкая контрастность палитры. Как и «тюбики»,
эти работы выполнены в двух техниках: «холст, масло» и «бумага, карандаш»; содержательно же они несравненно богаче,
представляя собой симбиоз фигуративных и нефигуративных образов.
В 1960—1980-х годах Евгений Михнов-Войтенко работает в разных стилях искусства, при этом, в отличие от других авангардистов,
не замыкается ни на одном из открытых им приёмов. Достигая виртуозности в избранном направлении, он оставляет используемый
ранее язык ради изобретения нового. Наряду с живописью, он создает ряд декоративно-прикладных произведений — броши, бусы,
браслеты, цепи, светильники, используя разработанные им в рамках выполнения официальных заказов технологии термической
обработки пенопласта и сочетания пенопласта с другими материалами.
В 1959—1963 годах он создаёт цикл композиций, написанных нитроэмалью. Наиболее известные работы из них: «Рукопожатие»,
«Крест», «Аль-фреско», «Тутти», «Hummage Mozart», «БезДна», «Бабочка» (1967)[источник не указан 181 день].
Начиная с 1960 года появляются несколько циклов лаконичных работ, выполненных тушью: «Касания», «Стояния», «Хоралы»,
«Двое» и другие. Наиболее поздние циклы этого периода («Люди-свечи» и ряд женских и мужских портретов) иногда объединяют
собирательным названием «Лики» (1968). Последний из названных стал и последним циклом фигуративных работ Михнова-Войтенко.
Среди перечисленных циклов особняком стоят три: «Кресты», «Моления» и «Троицы» (1966—1968). Размышления о Боге, о
взаимоотношении религии и творчества, о месте веры в жизни постоянно посещали художника. В его записях, в частности,
есть такие: «Я христианин… но я это делаю дома… Я пытаюсь постигать, минуя религиозные представления, создавая свои
представления — живописные, и я — молюсь! Я молюсь краске, карандашу, бумаге и т. д., любому материалу, в котором моё
чувство находит в себе поддержку. Искусство для меня и есть религия в этом смысле… Чем я занимаюсь? Создаю современную
икону».
Множественность творческих экспериментов художника, использование самых различных материалов и техники, претворились
в собственный уникальный стиль, вершиной которого стали работы 1970—1980-х годов. К этому времени Михнов-Войтенко
полностью отказывается от техники работы маслом на холсте, а также от графики, сосредотачиваясь на темпере. Основным
форматом этого периода стал квадрат, и большая их часть была создана между 1974 и 1986 годами[источник не указан 181 день].
По словам художника, он пытался найти в этих картинах способ выхода из того тупика, в который затягивал авангардное
искусство «Черный квадрат» К. Малевича.
Работы Михнова-Войтенко этого периода исключительно разнообразны по сочетанию красок, отличаясь богатым колористическим
оиском и насыщенностью композиции. В них присутствуют как мрачные цвета — чёрный, коричневый — так и различные оттенки
голубого, зелёного, серого, красного, бежевого.
Для своего времени Михнов-Войтенко — крупнейший из мастеров русского абстрактного искусства. Пришёл к своеобразной
авторской версии «новой фигуративности». Неоднократно заявлял о своей непринадлежности ни к одному из направлений или
течений в живописи. В прижизненных заметках Михнова на этот счет есть вполне определённая запись: «Все — „измы“, а я сам
по себе». Тем не менее, искусствоведы по-прежнему склонны относить отдельные направления творчества Михнова-Войтенко
к абстрактному экспрессионизму, ташизму или искусству действия. В любом случае очевидно, что в целом творчество художника
не укладывается ни в одно из этих направлений, настолько оно многогранно. Так, ранние поиски Михнова отчасти сближают его
с сюрреализмом и с русским космизмом, а ряд работ 1950—1960-х годов могут быть отнесены к направлению супрематизма, причем
в последнем случае художник использовал в том числе ранее не применявшуюся в этом стиле технику карандашного рисунка.
Наследие
В настоящее время работы Михнова-Войтенко находятся в ряде российских и зарубежных музеев и частных коллекций. Основной
фонд его работ хранится у официального наследника — сестры художника.
Выставки
• 1978 — ДК им. Ф.Дзержинского, Ленинград
• 1982 — клуб ж.-с.к. "Работники Академии наук СССР", Москва
• 1989 — Галерея "Хагельстам", Хельсинки, Финляндия
• 1989 — Галерея областного центра культуры, Ленинград
• 1998 — Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
• 2000 — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
• 2001 — Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург
• 2002 — Музей Набокова, Санкт-Петербург
• 2003 — Галерея «Сэм Брук», Музей Владимира Высоцкого, Москва
• 2005 — Монако. Выставочный зал Княжества Монако на набережной Антуана I. «Поиск истины. Судьба и искусство
Евгения Михнова и Игоря Иванова в России»
• 2006 —- Галерея Navicula Artis, Арт-центр «Пушкинская, 10», Санкт-Петербург
• 2007 — Галерея "Арт-Диваж", Москва
• 2010 — Новый Музей, Санкт-Петербург
• 2013 — Галерея коллекционного искусства DiDi - "Ау, Михнов!", Санкт-Петербург
• 2016 — Выставочный зал АРТЛОТ 24. Картины 1973-1978 гг. из частных собраний петербургских коллекционеров,
Санкт-Петербург
Альбомы, каталоги выставок
• Евгений Михнов. СПб, 2002 (серия «Авангард на Неве»)
• Евгений Михнов. Живопись, графика. Каталог выставки в Монако. СПб, 2005
• Евгений Михнов-Войтенко.Каталог к выставке Евгения Михнова-Войтенко "Живопись, графика 1950-1980" (М., 2007,
"Арт-Диваж"). 129 с.; цв. иллюстрации; мягк. переплёт; язык - русский, английский. ISBN 5-86408-264-3
• Евгений Михнов-Войтенко. Новый музей, 2010.
• Работы Михнова-Войтенко использованы в оформлении сборников стихов Светланы Арро "Вечер на Рейне" (СПб,
"Геликон Плюс", 2002) и "Параллели" (СПб, "Ладога", 2014).
Литература
• Кривулин В. Евгений Михнов, или Художник в поисках Белого Квадрата // Он же. Охота на мамонта. — СПб:
Русско-Балтийский информ. центр «Блиц», 1998. C. 158-171.
• Другое искусство. Москва 1956—1988. — М.: ГАЛАРТ — Государственный Центр современного искусства, 2005.
• Михнов и о Михнове. /сост. Евгения Сорокина. — Спб: ОАО «Искусство России»; Изд-во им. Н. И. Новикова, 2006.
• Хозикова Л.Е. Евгений Михнов-Войтенко: жизнь вопреки правилам. - СПб,"Деловая информация"; типография "Береста",
2008 *Книга на сайте издательства
• Альфонсов Владимир. Ау, Михнов! - журнал "Звезда", апрель-май 2011 г. В сентябре 2012 года книга опубликована
журналом в виде отдельного издания.
• Андреева Е. Ю. Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. - СПб, Издательство Ивана
Лимбаха, 2011.
• Андреева Е. Ю. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва–Ленинград 1946–1991. Искусство XXI век, 2012
• Герман М.Ю. Об искусстве и искусствознании. СПб, Издательство имени Н. И. Новикова, 2014.
Фильмы
• «Магнификат» — документальный фильм, 18 мин., 2005 год («Russian Art», СПб, режиссёр Владимир Каминский, композитор
Алексей Заливалов)
|